Тульский музей изобразительных искусств

Выставка военной графики Григория Ингера «Я не забуду»

Выставка военной графики Григория Ингера «Я не забуду»

В экспозицию «Я не забуду» вошли 15 графических листов, посвященных событиях Великой Отечественной войны и два автопортрета.

В собрании Тульского музея изобразительных искусств хранится более 100 произведений талантливого советского еврейского художника-графика Григория Борисовича Ингера. Работы в музей передала дочь художника Мария Григорьевна. Среди них – портреты знаменитых писателей и музыкантов, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема и других классиков еврейской литературы, страницы жизни родного народа.

Григорий Ингер вырос в маленьком городке Умань, недалеко от Киева, рано начал рисовать, используя для этого любой пригодный материал. В 13-летнем возрасте он перенес тяжелый тиф, в результате чего оглох. Для влюбленного в музыку, мечтавшего играть на скрипке юноши это было трагическим событием. В 1926 году Ингер поступил в Киевскую еврейскую индустриально-художественную профессиональную школу, которой руководил скульптор и график Марк Эпштейн, здесь он получил прекрасные профессиональные навыки. В 1929 году с семьей переехал в Москву, где в 1936 году прошел стажировку в суриковском институте у замечательного графика Петра Митурича. Его дипломной работой стали портреты Паганини и Бетховена. Музыка навсегда останется особенной темой для художника.

В годы Великой Отечественной войны Ингер с женой и дочерью отправился в эвакуацию в Чувашию, в деревню Новое Климово. На фронт он не попал в из-за потери слуха. Война унесла его близких: убит брат, в гитлеровском плену расстреляна с детьми сестра. Единственным способом выжить, пройдя через все тяготы и лишения, стало для Григория Ингера творчество. Тогда он начал антифашистские циклы, растянувшиеся на много лет - «Бабий Яр», «Камни Треблинки», «Последний путь», работал над иллюстрациями к роману Шолом-Алейхема.

В эвакуации были созданы вошедшие в экспозицию выставки листы «Немцы идут», 1942, «Прощай, мама!», 1943, «Военнопленные», 1943, «Я буду мстить!», 1943, «Я не забуду». 1944 и другие. Перед зрителем словно оживают события страшных военных лет. Смерть детей и горе матерей, ярость сопротивления фашистам, ненависть к врагу и надежда на возмездие – листы переполнены глубокими и сильными чувствами.

В дневнике 13 мая 1945 года Григорий Ингер пишет: «Читал материалы о страшном лагере смертников — Освенциме. На его складах обнаружено семь тысяч пудов женских волос. Их носили девушки, молодые женщины, матери. Их ласкали солнце и ветер, их целовал любимый… Зачем я это записываю? Об этом невозможно молчать». И он не молчал, возвращаясь к военной теме до конца жизни. Пронзительные, глубоко трагичные образы созданы художником в листах 1970-х и 1980-х годов – «Взяли в плен», «Ведут на расстрел», «В плену», «Всей семьей» из серии «Бабий Яр». Черно-белая стилистика с особенно острым контрастом светлых и темных пятен, сильные линейно-пластические и композиционные решения сообщают образам героев особую экспрессию, передавая их боль и вместе с тем внутреннюю несгибаемую силу.

Блестяще владея академическим рисунком, Ингер пришел к своему особому «детскому» языку, на котором он рассказывал о своей жизни и жизни своего народа. Одной из самых важных его работ стала серия рисунков «Мое детство», которую он создавал на протяжении всей жизни.

В послевоенные годы художник много работал с книгой, иллюстрируя Шолом-Алейхема и других еврейских авторов. Особую часть в его наследии занимают иллюстрации к роману «Дон Кихот» Сервантеса.

Григорий Ингер участвовал в выставках с 1932 года, однако, единственная персональная выставка при жизни художника состоялась только в 1980 году.

 

6 мая в 15:00, 6+

До 29 июня.


г. Тула, ул. Ф. Энгельса, д. 64
8-953-954-24-78


vk.com/art_museum_tula

vk.com/tula_museum_association


ok.ru/group/53136022306955


t.me/tulamuseum



Возврат к списку