История развития Скопинской керамики
Скопинский народный промысел художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.
Своим возникновением обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопин.
Глиняная посуда в этих местах делалась еще во времена Киевской Руси.
Ассортимент изделий был типичен для русской народной керамики: разнообразные горшки, кувшины, крынки, игрушки-свистульки.
В дальнейшем скопинские гончары, соперничая друг с другом в фантазии и мастерстве, стали создавать более сложные формы.
Так появились глазурованные фигурные сосуды и подсвечники, многоярусные, украшенные сложной лепниной, выполненные в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу.
Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.
Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Промышленное производство было основано в 1860-х годах братьями Оводовыми.
В начале XX века Скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках.
Неоднократно отмечались наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.
Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских.
Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик".
В 1969 году на базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики.
Сейчас это ЗАО "Скопинская художественная керамика" и ЗАО «Скопинский сувенир».
Ассортимент изделий, выпускающихся на Скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен.
По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, настольные часы, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе.
Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.