Тульский музей изобразительных искусств



Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905). Член ТПХВ. Богомолка. Этюд к картине «Встреча иконы». Портрет Татьяны Никитичны Цветковой. 1893г.






Константин Аполлонович Савицкий (1844 – 1905) – русский жанровый живописец, замечательный художник-передвижник, педагог, первый директор Пензенского художественного училища. В своих картинах К.Савицкий изображал сюжеты из жизни простого народа, тонко подмечая особенности характеров людей, за что художника назовут «Некрасовым в живописи».

Вступив в Товарищество в 1878 году, К.Савицкий был предан ему всю жизнь. Художник был настоящим бытописателем пореформенной деревни.

Летом 1873 года К.Савицкий вместе с И.Шишкиным и И.Крамским жил недалеко от станции Козлова Засека в Тульской губернии. Когда художник наблюдал за работой по ремонту железнодорожных путей Московско-Курской железной дороги (недалеко от Козловой Засеки), то у него родился замысел картины «Ремонтные работы на железной дороге», которая была представлена на 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1878 году на 6-й передвижной выставке К.Савицкий показывает картину «Встреча иконы», продолжая в ней лучшие традиции В.Перова. Сюжетно и композиционно картина построена на противопоставлениях; из противоречия между подлинностью и силой чувств и ложностью их содержания проистекает элемент трагедийности, присущий картине. Крестьяне, истово встречающие икону, противопоставлены группе духовенства, которые написаны с подчеркнутым прозаизмом. Этюд «Богомолка» написан как раз к картине «Встреча иконы» с конкретной женщины, Татьяны Никитичны Цветковой (художник на обороте картины помечает, что она родилась в 1827 году), но о том, кто она, неизвестно, возможно входила в круг знакомых художника. Образ этой простой скромной женщины с затаенным, но сильным чувством веры, не вошел в картину, но был необходим художнику в его поиске нужных образов. В этюде «Богомолка» видна скорая, но тщательная манера художника, особенно законченным выглядит лицо. Женщина изображена среди деревьев, в тени, поэтому на ее лицо и руки падают рефлексы зеленого цвета, что особенно хорошо видно по не дописанной левой руке.