Тульский областной краеведческий музей

Выставка «Ты еси Бог, творяй чудеса». Золотное шитье XVIII – начала XX века»

В Туле откроется выставка золотного шитья

28 мая 2021 года ГУК ТО «Тульское музейное объединение» приглашает на вернисаж выставки «Ты еси Бог, творяй чудеса». Золотное шитье XVIII – начала XX века». Новую экспозицию представят в Тульском областном краеведческом музее.
Одним из самобытных тульских промыслов, утраченных в настоящее время, было тульское золотное шитье. Основным центром производства являлся Тульский Успенский женский монастырь. Монахини много времени уделяли рукоделию. Они шили белье, монашеские одежды, рисовали, делали цветы. Особенно искусно сестры Успенской обители вышивали золотом, выполняли уникальные по своей красоте облачения, покровы, шитые оклады на иконы.
Гости выставки познакомятся с истоками промысла, памятниками золотного шитья, хранящимися в музейных фондах, а также в собрании Тульского Епархиального музея «Палата древностей». Предметный ряд дополнят образцы церковной утвари, великолепная иконопись, книжные памятники.
Отдельное внимание будет уделено истории Тульского Успенского женского монастыря, его святыням, монашествующим, благотворителям.

Открытие в 14:00
Возрастная категория: 0+
Выставка работает до 30 сентября 2021 г.

Из истории промысла

Золотное шитье — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе — в основном, золотом шили церковные облачения. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити. Для золотого шитья выбирали прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк. На Руси золотое шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные орнаментальные мотивы: цветочный, травный, геометрический. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
К ХVIII веку в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, Сольвычегодск, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры
Золотошвейные работы выполнялись при крупных монастырях Москвы и Петербурге, а также в мастерских провинциальных обителей.

vk.com/kraevedcheskiymusey

vk.com/tula_museum_association

facebook.com/TulaMuseumAssociation

ok.ru/group/53136022306955

twitter.com/museum_tula

instagram.com/museum_tula

Возврат к списку