Тульский областной краеведческий музей
Большое служебное напрестольное Евангелие 1759 г. в богато украшенном серебряном окладе.
Напечатано в царствование Елизаветы Петровны
Евангелие напрестольное — главная богослужебная книга, в которой содержатся тексты всех четырех Евангелий – от Марка, Луки, Матфея и Иоанна, а также последовательность чтения текстов из них в течение всего года. Для этого вся книга разделена на так называемые зачала.
Напрестольное Евангелие всегда находилось на алтаре православного храма и участвовало во всех церковных службах. Является печатным памятником и относится к старопечатной книге. Выпущено в период правления Императрицы Елизаветы Петровны.
Оклад был изготовлен в 1791 году. При его изготовлении использовались такие материалы, как дерево, серебро, прозрачное и цветное граненое стекло. Лицевая сторона украшена финифтью с изображением Воскрешения Господня, Успения, четырех апостолов- евангелистов и святого Александра Свирского. В целом иконографическая программа типична для подобного рода книжных окладов, особенностями являются только изображение Успения и преподобного. Обычно такие дополнения свидетельствовали о наименовании храма, которому принадлежала богослужебная книга или, реже, изображали патрональных святых заказчика. Происхождение Напрестольного Евангелия неизвестно, потому вопрос о причине внесения изменений в иконографическую программу является открытым.
Большой интерес представляет чеканный орнамент корешка. Среди виньеток и изображений головок херувимов представлены различные религиозные символы, восходящие как к Ветхому, так и к Новому завету. По традиции в верхней части корешка расположено символическое изображение Троицы в варианте «Всевидящего Ока» в треугольнике. Изображения, расположенные ниже, являются куда более редкими. Здесь представлены изображения Небесного Иерусалима, Агнца с кресчатым знаменем, являющимся одним из древнейших символических изображений Воскресения Христова, Евхаристической чаши (Потира), свечи, медного змия Моисеева, водруженного на тау-крест, ветхозаветной Скинии (хорошо опознается семисвечник).
Обратная сторона также не была обойдена вниманием мастера, так как она хорошо видима во время торжественного выноса и чтения Евангелия во время богослужения. В нашем случае там располагается развернутая композиция Древо Иесеево. Из тела спящего Иессея, одного из предков Христа, произрастает ветвистое дерево. В центре образ Богоматерис младенцем в рост. Среди меньших отростков – полуфигуры ветхозаветных святых, предков Христа по плоти.
Застежка Евангелия решена в форме изящной фигурок апостолов Петра и Павла в рост.